skubent2_0 (skubent2_0) wrote,
skubent2_0
skubent2_0

Вымывание памятников

Но, далёкому мужеству верность храня,
ты стоишь и молчишь у святого огня.

Маргарита Агашина "Солдату Сталинграда"



    Всё чаще встречаются новости, так или иначе связанные с памятниками. Убирают старые, ставят новые, что-то исправляют, как-то дополняют.
    И хотя это не всегда очевидно, но подобные новости - свидетельства ведущейся войны. Ведущейся грубо или тонко, массированно или точечно, нахрапом или тихой сапой... Но результат всегда один - разрушение и уничтожение.

    1. Самый простой (и потому очевидный) случай - это снос памятников. Советских. И здесь даже не нужно возвращаться в 90-е годы, когда вакханалия варварства достигла пика. Нынче хватает примеров своих - из больших и малых бывших республик Союза. Вот лишь некоторые - из нашумевшего:     Кстати, про Грузию. Несколько месяцев назад многие успели порадоваться открытию трёхметрового памятника Сталину в Телави. Памятника, созданного общественной организацией на добровольные пожертвования граждан. Но, похоже, рано. Регулярные усилия вандалов кому-то представляются недостаточными. И теперь власти собираются устроить очередное карнавальное действо - объявить тендер на снос памятника.

    Но вернёмся к рассмотрению видов борьбы.

    Именно потому, что дикий беспредел 90-х затих, непосредственный снос памятников, во-первых, встречает сопротивление со стороны граждан и, во-вторых, ограничен технически.

    2. Как следствие, значительно чаще появляются новости об осквернении памятников. Причём спектр причин надругательств богат:     Но и этого мало. Ведь краску отмывают, поломанное восстанавливают, хулиганов наказывают (хоть и не всегда)... А значит, нужен другой подход.

    И здесь начинаются вещи более интересные, хоть и менее яркие и эмоциональные.

    3. Размывание конкретики.
    Всё чаще слышны якобы благонамеренные пожелания воздать должное русским воинам. Всем и сразу. И соответствующих памятников - уже немало.

    В лучшем случае, формулировка будет: "русским воинам, погибшим за Отечество".
    Но обычно получается нечто вроде "всем русским, погибшим в вооружённых конфликтах". Возможно, вы увидите в этом отсылку к гражданским лицам - мол, не только солдаты да офицеры гибли. Но я вижу уравнивание "красных", "белых" и участников банд, воинов Советской Армии и предателей вроде власовцев и т.д.
    А ведь мы знаем много чётких, однозначных и при этом отнюдь не сухих, а вдохновляющих формулировок.

    Но даже рассматривая первый случай (который "лучший"), сразу возникает вопрос: зачем смешивать? Почему не поставить отдельный памятник воинам-афганцам, отдельный - воинам Александра Невского? Ведь совсем недавно поступали именно так... И ответ напрашивается один: чтобы не упоминать Великую Отечественную войну, чтобы сравнять её со всеми (несопоставимо разными) "вооружёнными конфликтами", чтобы принизить её значение и забыть про её суть.

    История мемориального комплекса "Скорбящая мать" в Миассе наглядно демонстрирует и результат подобного, и неизбежность такого результата.

    А вот наглядный пример из Иваново.
    Во-первых, под те самые благолепные речи сносят памятник 40-летию Победы в ВОВ. Во-вторых, прикрываясь демагогией в самом плохом смысле слова, "переносят" памятник. Попутно "облагораживают" его облик (чтобы вписался на новом вместе) и "теряют" ленту и годы "1941 - 1945". Что называется "лёгким движением руки брюки" один памятник превращается в совсем другой. Вместо конкретики - пафосно и общо. Ну, и в-третьих, на прежнем месте ставят совсем новый памятник. И даже формально привязывают его значение к войнам (кстати, опять всем сразу). Но я почему-то уверен, что в сознании эта связь не закрепится - и очень скоро горожане и приезжие будут удивляться тому, что площадь называется площадью Победы.
    Изящная комбинация, ничего не скажешь.

    Кстати, при наличии желания и ловкости того же эффекта можно добиться, поставив и отдельный памятник. Как это предполагается сделать на Поклонной горе в Москве.
    Одновременно в оборот вводятся нормальные с точки зрения "глобика", но дикие для нас термины - зачем нам, мол, своя история, когда есть такая замечательная европейская и общечеловеческая. И далее - со всеми остановками.

    4. И, наконец, самый "исподтишковый" приём.
    При неизменной, не тронутой внешности сам памятник полностью выхолащиевается, то есть лишается живого содержания, я бы даже сказал, отчуждается от своей сущности.

    Ведь что такое памятник? В чём его глубинная (а не поверхностная) суть?
    Памятник - это Символ с большой буквы. Сакральное место. Некий "канал", который позволяет нам соприкоснуться (через него) с чем-то надчеловеческим, приобщиться тому опыту, который выходит за пределы бытия.

    Прошу прощения за невнятные термины, но описать словами очень сложно.
    Значительно легче сослаться на А.Т.Твардовского и его "берег" или обратиться к личному опыту читателей их "общения" у могил на кладбищах.

    Этот "канал" не включается по щелчку - он открыт постоянно. И попадая в поле его действия, неизбежно это ощущаешь. Если, конечно, этот Символ наполнен для тебя смыслом. Тогда даже самые весёлые и разбитные притихают у подножия Родины-Матери - совершенно неожиданно для себя самих.

    А если смысл утерян, то "подключиться" к "каналу" невозможно. Высокий Символ превращается в простую вещь. Зачастую странную, непонятную. Ведь оценивается уже только пустая форма. В итоге - либо полное пренебрежение к Символу, либо естественные попытки придать новый смысл. Как это всегда в истории происходило со священными ритуалами и традициями.

    Соответственно, подрывные действия направлены именно на то, что бы отрезать людей от этого высшего, не позволить с ним соединиться.

    Часто это осуществляется через неспешную, вкрадчивую, как бы "естественную" и саму по себе трансформацию памятного места в достопримечательность. И/или в место отдыха и развлечений, народных гуляний и праздничных представлений.
    "Канал" ослабевает, тускнеет. Многие уже пробегают мимо, ничего не ощущая. Но понимание у людей ещё остаётся.
    На этом этапе у некоторых врагов лопается терпение - они считают, что уже можно всё. В результате - "чемодан" на Красной площади в Москве. Но - поторопились - пришлось-таки разобрать чуть раньше срока. В этот раз. Но тенденция просматривается...

    А где-то по этому пути идут относительно недавно, хотя и ускоренно.
    Например, в Брянске уже несколько лет "обрабатывают" Курган Бессмертия, посвящённый "жителям Брянска, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины". Расположен он рядом с парком культуры и отдыха. Но долгое время это соседство было спокойным - никто друг на друга не посягал. Видимо, сказалась грамотная планировка территории с соответствующим озеленением. И даже капитализм, робко заполонивший аллею, ведущую к Кургану, яркими и неуместными "на прокат", оказался бессилен - ибо он жался к земле, а Курган возвышался над ним невозмутимо и его не замечал.


    Но неожиданно "Городу боевой, трудовой и партизанской славы" присвоили звание "Город воинской славы". Немедленно были вырублены огромные ели в начале аллеи, ведущей к Кургану. А на их месте появилась унылая площадь (опять-таки, подчёркнуто посвящённая всем войнам сразу) с компенсирующе длинной, закрывающей Курган стелой, увенчанной двуглавым орлом. После чего и "реконструкции" аллеи было не избежать. Уже всё сровняли да выложили плиткой. Воткнули фонтан. Чем закончится - не ясно. Обещают ещё поставить военную технику, скопировав другие мемориалы. Но старая композиция разрушена. Нет комплекса - есть холм сам по себе. Нет прежней величавой строгости. Всё труднее нащупывается та "связь", которая ошарашивала и пронизывала насквозь. Которая ощущалась раньше как естественная и неизбывная.



    5. В заключение.
    Наверное, нельзя жить, постоянно ощущая описанную "связь". По крайней мере, пока. Но периодически - необходимо (если, конечно, стремишься преодолеть отчуждение от своей человеческой сущности и не согласен быть лишь "травой"). Поэтому и нужны памятники - как "канал" такой "связи".
    А вот знать и помнить о сущности памятников требуется постоянно - чтобы сопротивляться всевозможным атакам врага на памятники: как на сами "каналы", так и на нашу возможность их "задействовать".

    P.S. По понятным причинам рассмотрены были, в основном, военные памятники. Но суть явления неизменна.
    Например, есть (была?) в некоторых медицинских институтах традиция наряжать памятники великим русским врачам-учёным в медицинский халат. (Кстати, на сегодняшний день это уже выродилось в обматывание памятников туалетной бумагой. Но это так, к слову.) Но я не считаю эту традицию безобидной даже в таком, самом "почтительном" варианте. Потому что этот человек сам вылечил и спас сотни людей - и научил других, которые спасли уже миллионы. Действительно питая уважение к личности этого учёного, всерьёз восхищаясь его заслугами, невозможно даже помыслить о таком фривольном отношении к памяти о нём.
    (Медицинский вуз выбран для примера случайно. Подобные традиции есть у студентов всех специальностей.)

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments